РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХУТНИБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 368344, с. Хутниб, Гунибский район телефон: 8 (960) 412 47 01 Аннотация к рабочей программе по окружающему миру (автор А.А.Плешаков) «Школа России» 4 класс. учитель Сайпулаева Д. А. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Рабочая программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по данному предмету. Тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Данное планирование разработано по учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир » 4 класс. М. «Просвещение», 2014 г. и примерной программы для начальных классов «Школа России». В тематическом планировании подробно описаны возможные виды деятельности учащихся, основные базовые понятия, которые должны быть усвоены учащимися 4 класса и универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у учащихся в течение 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. Учебно-методический комплект: учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир» 4 класс. М. «Просвещение» 2017 год, рабочая тетрадь «Окружающий мир», атлас- определитель «От земли до неба». Аннотация к рабочей программе по математике (М.И. Моро) «Школа России» 4 класс Рабочая программа по курсу «Математика» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике. Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Математика» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа для 4 класса по учебному предмету по «Математика» определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Рабочая программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по данному предмету. Тематическое планирование по математике составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Данное планирование разработано по учебнику Моро М. И. и др. Математика 4 класс. М. «Просвещение», 2017 г. и примерной программы для начальных классов «Школа России» . В тематическом планировании подробно описаны возможные виды деятельности учащихся, основные базовые понятия, которые должны быть усвоены учащимися 4 класса и универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у учащихся в течение 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год. Учебно-методический комплект: учебник Моро М. И. и др. Математика 4 класс. М. «Просвещение» 2017 год. Аннотация к рабочей программе по технологии ( Р. И. Роговцева , С.В. Анащенкова) «Школа России» 4 класс Программа по курсу «Технология» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Курс окружающего мира в 4 классе направлен на достижение следующих целей: Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. Освоение продуктивной проектной деятельности. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Программа по предмету «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовнонравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Рабочая программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по данному предмету. Тематическое планирование по технологии составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Данное планирование разработано по учебнику «Технология» Н.И. Роговцева, С.В.Анащенкова. В тематическом планировании подробно описаны возможные виды деятельности учащихся, основные базовые понятия, которые должны быть усвоены учащимися 4 класса и универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у учащихся в течение 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Учебно-методический комплект: учебник Н.И. Роговцева «Технология» 4 класс, рабочая тетрадь по технологии. Аннотация к рабочей программе по литературному чтению (автор Климанова М. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. ) «Школа России» 4 класс Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Курс литературного чтения для 4 класса направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо. Рабочая программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по данному предмету. Тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Данное планирование разработано по учебнику Климановой М. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение» 4 класс. М. «Просвещение», 2017 г. и примерной программы для начальных классов «Школа России» . В тематическом планировании подробно описаны возможные виды деятельности учащихся, основные базовые понятия, которые должны быть усвоены учащимися 4 класса и универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у учащихся в течение 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год . Учебно-методический комплект: учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. «Литературное чтение» 4 класс. М. «Просвещение» 2017 год. Аннотация к рабочей программе по русскому языку (автор В. П. Канакина) «Школа России» 4 класс Рабочая программа по курсу Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово». Цели обучения русскому языку в 4 классе : 1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь) 2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности. 3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся. 4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом. Рабочая программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по данному предмету. Тематическое планирование по русскому языку составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Данное планирование рассчитано на использование учебника В.П.Канакиной «Русский язык» 4 класс и составлено на основе авторской программы Канакиной «Русский язык». В тематическом планировании подробно описаны возможные виды деятельности учащихся, основные базовые понятия, которые должны быть усвоены учащимися 4 класса и универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у учащихся в течение 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на 5 часов в неделю на протяжение учебного года, что составляет 170 часов в год. Учебно-методический комплект: учебник «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина 2017 Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству (автор Неменский) «Школа России» 4 класс. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративноприкладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Рабочая программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по данному предмету. Тематическое планирование по технологии составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Данное планирование разработано по учебнику Неменского «Изобразительное искусство» 4 класс. В тематическом планировании подробно описаны возможные виды деятельности учащихся, основные базовые понятия, которые должны быть усвоены учащимися 4 класса и универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у учащихся в течение 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на1час в неделю, что составляет 34 часа в год. Учебно-методический комплект: учебник Неменского «Изобразительное искусство» 4 класс, рабочая тетрадь. Аннотация к рабочей программе по музыке (автор Критская) «Школа России» 4 класс. Программа по курсу «Музыка» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей музыкального образования: — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; — накопление на основе восприятия музыки тезауруса — интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. Рабочая программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по данному предмету. Тематическое планирование по музыке составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Данное планирование разработано по учебнику Критской «Музыка» 4 класс. В тематическом планировании подробно описаны возможные виды деятельности учащихся, основные базовые понятия, которые должны быть усвоены учащимися 4 класса и универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у учащихся в течение 4 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Учебно-методический комплект: учебник Критская, рабочая тетрадь. Аннотация к рабочей программе по физической культуре 1-4 классы Рабочая программа по физической культуре в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и учебного методического пособия «Рабочая программа по физической культуре. 1,2,3,4 класс» (сост. А.Ю. Патрикеев.) – М.: ВАКО,2014г., составленного к УМК В.И. Ляха. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа России». Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение предмета «Физическая культура» в 1-4 классах выделяется 405 часов (3 часа в неделю): в 1 классе —99ч, во 2 классе — 102ч, в 3 классе— 102ч, в 4 классе— 102ч Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; • овладение школой движений; • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка к рабочей программе, общая характеристика курса, место предмета в учебном плане, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения, лист корректировки календарно-тематического планирования. Директор школы: /Гусейнова А. Г-М./